Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными

Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными

Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными

ЕПЕлена ПетроваОбозревательС сентября российские учителя работают еще больше, а получают меньше. С одной стороны, регионы сокращают финансирование образования из-за дефицита бюджета. Параллельно федеральные власти увеличивают нагрузку на преподавателей школ. Указ президента о зарплатах учителей? Какой указ?

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

«Плохое и ужасное решение»

Новый учебный год для российских учителей начался с сюрпризов. Как известно, с государством в нашей стране шутки плохи, поэтому и сюрпризы ничего хорошего не принесли. Независимый профсоюз «Учитель» на своей странице в Интернете рассказал об «оптимизации» труда педагогического состава со стороны Министерства просвещения и о том, как региональные власти режут все доплаты педагогам. Учителя стали первой жертвой секвестров. Призывы помочь приходят со всей страны.

Город Ефремов Тульской области: «Снизили зарплату, пока не понимаю, на сколько… Проверка тетрадей — 50%, за заведование кабинетом — 50%, за категорию оставили 10%. Дополнительных соглашений не подписывали. Помогите, куда обратиться?»

Удмуртия: «Выдали на подпись новые соглашения. Убрали абсолютно все. Заведование кабинетом — 0, проверка тетрадей — 0. Региональные надбавки за классное руководство снизили. Итого по всем расчетам — на 18% меньше».

Лоухский район Карелии: «У нас сняли стимулирующие выплаты за категорию, проверку тетрадей и прочие надбавки!»

Хуже всего дела обстоят в Иркутской области. Учителям не платят стимулирующие больше года. Обещанного повышения зарплат с января 2025-го как не было, так и нет. Часов внеурочной деятельности становится меньше, подготовка детей к ОГЭ больше не оплачивается. Педагогам сокращают по 10-15 часов.

Режут деньги учителям по всей стране. Жалобы приходят из Рязанской, Орловской, Иркутской, Оренбургской и Тульской областей, Башкирии, Карелии, Хабаровского и Краснодарского краев.

Оптимизация образования, по версии Министерства просвещения, которую начали проводить сейчас, окончательно добьет систему.

Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными

Страна контрастов

— Мы оказались страной контрастов: колоссальные успехи на олимпиадах, мы вошли в тройку лучших среди всех стран мира, но в то же время, если вы начнете выяснять уровень образованности современной молодежи, вы увидите, что 30% опрошенных думают, что гены содержат только генно-модифицированные растения, а остальные генов не содержат. Вы увидите, что 35% считают Солнце спутником Земли, то есть Коперника не было. Еще 15 лет назад таких было 28%, — перечисляет «успехи» новаций в российской образовательной системе первый заместитель комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

Согласно Указу президента № 597 средняя зарплата учителя не должна быть ниже средней зарплаты по региону. Но хорошо педагоги жили только в 2012 году. После этого их жалованье неуклонно снижалось. Сейчас ситуация по всей стране такая:

средняя зарплата по всей стране за 2024 год приближается к 88 тыс. в месяц, педагоги получают 71,2 тыс. Последние данные по оплате труда в РФ вселяют оптимизм. В месяц каждый работающий зарабатывает 99 тыс. рублей. Как показывают призывы о помощи с мест, учителя из этого праздника жизни будут исключены.

Это значит, что указ не исполнялся в подавляющем большинстве регионов РФ. Учителю сейчас хронически недоплачивают то, что положено по указу президента, причем педагоги колоссально перегружены, говорят все, занятые в сфере образования.

— Когда я закончил пединститут, моя зарплата на полторы ставки составляла 3,5 прожиточных минимума. Когда мой выпускник, как и я, закончил исторический факультет в Омске, его зарплата на полторы ставки составляла немного больше прожиточного минимума. И сейчас учителям, если у них небольшая нагрузка, просто приходится доплачивать до прожиточного минимума, — приводит сравнение Олег Смолин.

Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными

Учительская ставка ниже МРОТа

Светлана работает учителем в сельской школе в Центральной России уже 15 лет. У нее нет ни высшей, ни первой категории, как у коллег:

— В ставку входят стаж, надбавка за высшее образование, так называемые сельские, то есть надбавка за работу в сельской школе. Ставка составляет 15 тыс. за норму 18 учебных часов в неделю. У меня — 32 часа. Но 15 тыс. меньше МРОТ, поэтому мне доплачивают. Это уже платит область. На самом деле неважно, какая ставка, потому что все равно будет доплата до МРОТ. С этой точки зрения это не очень справедливо по отношению к учителям, которые имеют высшую и первую категорию. У них такая же зарплата, как и у меня.

500 рублей за классное руководство от области, 10 тыс. «путинских», которые за классное руководство выплачивает федеральный центр, не могут исправить очевидную ситуацию. Средняя зарплата в области — 70 тыс. в месяц, у Светланы недотягивает до 50 тыс.

— У всех наших учителей все-таки нагрузка больше 18 часов. Конечно, мои 32 часа для нашей школы — очень большая нагрузка. Но 24-25 часов у учителей есть. Думаю, что их зарплаты 30-40 тыс. У нас еще есть финансово-экономическая игра, за которую учителям тоже доплачивают. Небольшая, 3-5 тыс. Наша директор старается, чтобы мы не страдали. К тому же молодым преподавателям, до пяти лет стажа, выплачивают надбавку в 30% от ставки, — рассказывает о благосостоянии сельских педагогов Светлана.

Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными

В XXI веке учителя получают «дровяные» по 35 тыс. в год, электричество им оплачивает область. И на том спасибо!

Но, если кто-то думает, что так живут только в деревнях, они глубоко заблуждаются. Олег Смолин говорит, что зарплаты в городах-миллионниках тоже не выдерживают никакой критики. Это подтверждает заслуженный учитель России, академик Академии образования Евгений Ямбург:

— У меня госпитальные школы есть везде. И я должен сказать, что в Екатеринбурге зарплата учителя высшей категории 25 тыс. за 30 часов! А цены на рынке такие же, как в Москве. Об этом уже в Думе говорили, что надо привести к тому, чтобы за равный труд оплачивали в любом регионе одинаковую достойную зарплату.

Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными

Игры с нагрузкой

Минпросвещения гордо сообщает, что нехватка учителей, в отличие от их товарищей по несчастью врачей, в стране не ощущается. Олег Смолин приводит цифру министерства — не хватает 0,2%. О чем забывают говорить в высоких кабинетах, так это о том, что нагрузка педагогов выросла как минимум в полтора раза.

— Центр непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы нам говорит, что если бы нагрузка была более или менее разумная, условно говоря, 1,25 ставки, как это всегда и было, то не хватало бы 250 тыс. учителей. Сокращение и без того низкой зарплаты учителей — путь к кадровому кризису. Согласно опросу НИУ ВШЭ, 40% учителей уже сейчас вынуждены экономить на всем, кроме еды. Куда еще сокращать? — задает вопрос депутат.

Нагрузка у педагогов растет. В 2012 году средний показатель для Омской области был 1,3. Сейчас по области учителя работают на 1,9 нагрузки, а в городе Омске — на 2,1. Куда больше?

Теперь под разговоры о страданиях школьников и о том, как они перегружены, власти начали тихое сокращение оплачиваемых учебных часов. Например, иностранный язык теперь учат не в маленьких группах, а целыми классами. Там, где учителю нужно было объяснять 10-15 ученикам, сидят 30. Мало того что вместо трех часов языки учат два часа в неделю, на каждого школьника время сокращается вдвое. Ни о каких стандартах речи быть не может. Но есть один плюс — платить нужно не двум педагогам, а одному.

— Конечно, это очень рискованно! Вот сейчас та оптимизация, которая делается в условиях такого бюджетного дефицита, вся несет риски снижения качества образования. Приняты стандарты, под них разработаны учебники, планы сверстаны, а на реализацию, оказывается, не хватает текущих средств. Не то что на повышение квалификации педагогов не хватает, хватило бы ресурсов на текущие обязательства, — говорит профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Бесплатная внеклассная работа

В том, что учителям приходится проводить миллион внеклассных мероприятий, виноваты в том числ, и депутаты, которые напринимали такое количество законов по воспитанию подрастающего поколения, что никаких часов, ни платных, ни бесплатных, не хватит.

Внеклассная работа идет сейчас по шести направлениям, говорит Ирина Абанкина, по каждому разработана своя программа. От педагога требуют проводить мероприятия, писать отчеты, ставить цели и достигать результатов.

— Остановить это почти никому не удается. А внеурочная часть входит в ненормируемую часть, неаудиторная нагрузка, и она не оплачивается. Мы приняли очень много законов о воспитании, но никаких в связи с этим изменений в оплате труда не произошло. За исключением одной должности — советника по воспитанию, как будто у нас не хватало заместителей директоров по этому направлению, — сетует эксперт.

Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными

Выхода нет?

В условиях дефицита и сокращения бюджетов всех уровней возникает вопрос: есть чем платить педагогам, или они, да еще врачи единственные должны затянуть пояса? Олег Смолин говорит, что ситуация сложная, но небезнадежная.

Бюджет на 2026 год предусматривает дефицит в 1,6% от ВВП. Экономисты говорят, что такая экономика, как российская, вполне может потянуть и 3% долгового бремени. А если так, то деньги на педагогов и медиков найти можно. Нужна политическая воля.

Второй вариант тоже есть, считает депутат:

— Это изменение налоговой системы, о котором много говорили различные фракции, ну, например, увеличение НДФЛ. 22% в Китае, в Британии — 45%, в США — 37%. У нас увеличили, но можно было бы с более высокого уровня, но можно было бы сильнее закручивать прогрессию.

Но на это предложение уже есть ответ из Минфина: нет, нет и нет. Налоги для богатых повышать не будем.

Третье предложение скорее из области гуманитарной. Нужно изменить «приоритизацию», платить учителям не самым последним, а сначала — им, а потом уже — семьям участников СВО и доплаты госслужащим. Но на это нужно политическое мужество.

Если этого не делать, результат будет понятный — страну ждет кадровый кризис, теперь уже в образовании. Как долго учителя Иркутской области будут ждать, когда область выплатит задержанные деньги, никто не знает. Может быть, те, кто уже работают, и потерпят. А вот молодые учиться на педагогов точно не пойдут. Готовьтесь, господа чиновники.